Кто и где, согласно языкового закона, должен общаться на украинском?
Кроме того, определено и круг граждан, которые должны общаться на украинском и применять ее, выполняя служебные обязанности: госслужащие, должностные лица правоохранительных органов и прокуратуры, медработники, педагогические, научно-педагогические и научные работники, руководители учебных заведений, адвокаты и нотариусы и т.д. .
Обязательное требование по общению украинской не распространяется на личное общение и религиозные мероприятия.
В то же время наиболее обсуждаемой в настоящее время является сфера обслуживания, положения Закона о которой вступили в силу с 16 января 2021 года. Все субъекты хозяйствования сферы обслуживания должны обслуживать и информировать о товарах (услугах), в частности, через интернет-магазины, исключительно на украинском. Однако, можно использовать слова, сокращения, аббревиатуры и обозначения на английском применяя латинский и / или греческий алфавит.
Клиент может попросить обслуживать его и на другом языке, однако важно, чтобы это была инициатива именно клиента.
Касается Закон рядовых граждан?
Действие Закона не распространяется на личное общение. Поэтому, как и ранее, каждый может общаться в быту любой удобной для него языке без ограничений.
Что делать, когда вас отказываются обслуживать на украинском?
Понятно, что отказ обслуживать украинский является нарушением закона. Поэтому нужно сразу отреагировать на такое нарушение. Прежде всего попробовать обратиться к работнику с просьбой обслуживать вас именно украинский. Далее можно обратиться к руководству заведения и проинформировать об отказе работника. Кстати, во многих заведениях можно позвонить на специальную горячую линию, если речь, например, идет об АЗС, супермаркет и тому подобное.
Факт нарушения можно фиксировать с помощью любых аудио-, видеосредств, например, воспользоваться диктофоном, видеокамерой на телефоне, или же зафиксировать показания очевидцев. Официально можно пожаловаться Уполномоченному по защите государственного языка, подав электронную жалобу через сайт языкового омбудсмена.
Обязаны ли, согласно Закону, работодатели помогать работникам овладеть или улучшить украинский язык?
Сейчас можно встретить немало случаев, когда у работников возникают трудности с обслуживанием украинской. Закон не закрепляет обязательства работодателей инструктировать / обучать персонал государственного языка.
Ответственность за неиспользование украинского в сфере обслуживания нести именно работодатель, а не работник.
Соответственно, в интересах работодателя обеспечить соблюдение требований Закона и провести соответствующее обучение. Более того, целесообразной представляется подготовка отдельной внутренней политики по использованию украинского и других языков при обслуживании клиентов, ознакомление с ней работников и проведения регулярных инструктажей. Таким образом работодатель сможет доказать, что сделал все от него зависящее для обеспечения выполнения требований Закона.
Штрафы в случае нарушений языкового закона.
За нарушение Закона в части обслуживания клиентов, а также рекламы товаров, работ и услуг на украинском языке предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, которые начнут применять в июле 2022 года. Однако, за первое нарушение можно отделаться предупреждением и требованием устранить его в течение 30 дней. За повторное нарушение в течение года уже предусмотрен штраф. Сейчас его размер колеблется от 5100 до 6800 грн. Постановление о наложении штрафа составляется языковым омбудсменом.