Что такое эмоциональный интеллект?

Оцените материал
(0 голосов)

Эмоции на работе столь же разнообразны, как и за ее пределами – сама природа человека означает, что возникающие трудности будут содержать широкий спектр эмоций, на которые влияют самые разнообразные жизненные сценарии. Проявление негативных эмоций может действительно маскировать глубокую грусть. Поэтому на работе и вне ее способность считывать эти эмоции и понимать, где, как и почему они возникают, называется эмоциональным интеллектом.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это концепция, впервые предложенная в 1990 году двумя профессорами психологии – Джоном Д. Майером из Университета Нортгемптона и Питером Соловей из Йельского университета. Майер определяет эмоциональный интеллект в Harvard Business Review как способность точно воспринимать свои и чужие эмоции; понимать сигналы, которые эмоции посылают по поводу отношений; управлять своими и чужими эмоциями. Эмоциональный интеллект не обязательно содержит качества (такие как оптимизм, инициативность и уверенность в себе), приписывающие ему некоторые популярные определения».

«С научной точки зрения эмоциональный интеллект – это способность точно воспринимать свои и чужие эмоции».

Учитывая, что именно так работает эмоциональный интеллект перед руководителями компаний стоит задача, как они могут перевести и легко применить эти знания на рабочем месте.

Люди, лидеры организаций, сейчас осознают, что эмоции фундаментально лежат в основе всего, что мы делаем. Мы взаимодействуем с другими людьми из-за эмоций, как в личных, так и в профессиональных ситуациях. Мы принимаем решения на основе наших эмоций. Мы учимся из-за эмоций. Эмоции управляют нашей мотивацией.

Пять основных линий эмоционального интеллекта:

  • Самосознание.
  • Саморегуляция.
  • Мотивация (определяется как «пристрастие к работе, которая выходит за рамки денег и статуса»).
  • Эмпатия к другим.
  • Социальные навыки, такие как умение строить отношения и управлять ими.

Люди слушают друг друга на встречах

Когда людей поощряют и позволяют говорить на встречах, а другие слушают, не перебивая – это хороший признак эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о взаимном уважении сторон и, скорее всего, приведет к конструктивному завершению встречи.

Одной из основных проблем в организациях может стать ситуация, когда команды и отдельные сотрудники перебивают друг друга, стремясь сказать самый влиятельный комментарий или последнее слово.

Когда вместо эгоизма в игру вступает эмоциональный интеллект, результатом становятся встречи, в которых царит уважение и забота друг о друге.

Люди выражают себя аутентично и открыто

На рабочем месте, где люди чувствуют себя уверенно, выражая свои мысли, обмениваясь мыслями и выражая свои эмоции, поощряется демонстрация эмоционального интеллекта.

В противоположность этому, на рабочих местах, где эмоции, мысли и взгляды не могут свободно выражаться, атмосфера может оказаться нестабильной и похожей на бомбу замедленного действия. Для руководителей и работников такого типа организаций культура часто страдает, текучесть кадров высока, а общая производительность – низкая.

Однако преимуществом является среда и культура, где обмен мнениями происходит в толерантной и важной форме. Это приводит к положительным эмоциям сотрудников и общей сплоченности на рабочем месте.

Эмоциональный интеллект лежит в основе аутентичного и открытого самовыражения. В среде, где это происходит, отмечается разнообразие мнений и взглядов, и, в свою очередь, люди свободно делятся своими мыслями и взглядами.

Люди имеют свободу выражать свои творческие способности

В зависимости от характера вашей организации, ценность, которую вы придаете творчеству, может быть разной. Однако определение того, насколько эмоционально интеллектуальна ваша организация, будет связано с уровнем ценности, предоставляемой творчеству. Следует признать, что творческие люди всегда сочтут свою способность к самовыражению важной, независимо от того, какую ценность определяет организация.

В идеале, у вашей компании должно быть удачное сочетание креативности и инноваций. Именно такое сочетание, подкрепленное эмоциональным интеллектом, даст людям свободу и возможность выражать свою креативность способом, значимым для них и для работы в целом.

Эмоции поддерживаются на рабочем месте

Почти все работники на разных этапах сокрушаются, имеют плохое настроение, спорят, иногда переносят проблемы из своей личной жизни в офис. В результате другие проблемы, ощущаемые на рабочем месте, не решаются так хорошо, как могли бы.

Однако именно то, как организация и ее лидеры справляются с этими эмоциями, больше всего говорит об эмоциональном интеллекте.

Вопросы, какие бизнес-лидеры и менеджеры должны задать себе: когда эмоции проявляются, как они реагируют на эти эмоции? Стоит ли делать вид, что ничего не происходит, или, что еще более проблематично и вредно, критиковать всплеск эмоций и говорить человеку, чтобы он исходил из этого состояния?

Эмоциональный интеллект безусловно является важным аспектом процветания на работе.

На рабочем месте эмоциональный интеллект проявляется в сочувствии, эмпатии и понимании. Поэтому осознание того, как выражаются эмоциональные состояния других людей и реагирование на них, демонстрирует глубокое понимание того, что все люди испытывают сильные эмоции, и что на рабочем месте жизненно важно поддерживать эти эмоции и людей, которые их испытывают.

Гибкость поощряется

Гибкость стала ключевым фактором в организациях за последние несколько лет. Возможно еще больше после пандемии COVID-19. Поэтому внедрение гибкости в культуру организации и способы работы отдельных сотрудников и команд может стать решающей разницей между содержанием сотрудников, удовлетворенных своей ролью и работой, которую они выполняют, и их уходом из организации в другую, более гибкую.

Эмоционально-интеллектуальные лидеры понимают, что жизнь происходит вне рабочего места, и поскольку требования к работникам меняются, важно, чтобы организация была готова работать с ними, а не пытаться налагать жесткие ограничения на то, как люди выполняют свою работу.

Кроме того, эмоционально-интеллектуальные организации не ожидают, что все работники будут иметь одинаковую готовность или способности, как и все остальные на одном рабочем месте. Такие организации предоставляют своим сотрудникам возможность выполнять работу как можно лучше, устанавливая для них рабочее время и схему работы, соответствующие их дополнительным приоритетам.

Возможность учиться и развиваться с помощью эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это сильный навык, который может положительно повлиять на каждого работника, его рост, развитие и вклад в организацию и карьеру.

В то же время, важно понимать, что эмоциональный интеллект невозможно развить с помощью единичных действий, таких как посещение курсов или чтение книг. Этот навык можно развить с помощью этих действий в сочетании с применением их на практике. Эмоциональный интеллект нужно развивать и практиковать каждый день. Работая с разными людьми, испытывая разные модели поведения, способы общения и сотрудничества с другими, чтобы найти, какие характеристики эмоционального интеллекта лучше всего работают для человека, чтобы он был эффективным.

 

Поделиться в соц сетях