Что такое иллюзия компетентности?
Этот феномен в течение долгого периода исследовали психолог из Корнеллского университета Дэвид Даннинг и аспирант Джастин Крюгер. Поэтому иллюзию компетентности еще часто называют эффектом Даннинга-Крюгера. Исследование началось с истории бессмысленного ограбления в США в 1995 году. Там мужчина ограбил два банка, на нем не было маски, которая прятала бы лицо, и он просто улыбался в камеры. Полиция почти сразу арестовала грабителя. Однако он был очень удивлен, что его нашли в камерами видеонаблюдения, ведь был уверен, что лимонный сок, нанесенный на кожу, сделал его невидимым. Грабитель знал, что лимонный сок используют как невидимые чернила и решил, что может стать незаметным с его помощью. Полиция пришла к выводу, что вор не был душевнобольным, он слишком ошибался.
Итак, иллюзия компетентности - это состояние, когда мы думаем, что усвоили какую-то информацию, хотя на самом деле этого не сделали.
Она мешает вам использовать пройденный материал в обучении или правильно выполнять рабочие задачи и ставит под угрозу карьеру. Существуют несколько обманчивых установок, которые заставляют думать, что вы усвоили материал:
- вы считаете, что чем больше времени уделяете изучению материала или чем дольше слушаете объяснения руководителя, то тем лучше все понимаете. На самом деле важен не время, а качество вашего слушания.
- вам кажется, что интереснее материал вам удастся запомнить лучше. Однако даже интересный материал часто не способен отвлечь вас от соцсетей и заставить действительно слушать.
- вы думаете, что постоянные подчеркивания, выделения или конспектирования помогут вам запомнить лучше, но на практике это не работает и в результате вы получаете просто разрисованную книгу.
Как избавиться от иллюзии компетентности?
Поэтому как обойти эти обманчивые заявления и перестать считать себя знатоком в любой сфере после прослушанного вебинара, который и прослушанным трудно назвать?
Пересказывайте услышанное. Лучший вариант усвоить материал - это рассказать его своими словами. Поэтому сразу после тренинга или после прочтения книги повторите про себя то, о чем шла речь, можете рассказать эту информацию домашним или коллегам. Затем попробуйте повторить то же самое через неделю и через два. Таким образом к вам придет понимание пройденного материала и только тогда вы можете быть уверены, что усвоили его.
Обсуждайте. После окончания лекции обсудите ее с другими слушателями. Выскажите положения, вам понравились и то, с чем вы не согласны. Спрашивайте у участников учебного процесса об их впечатлениях. Такой разговор или даже дискуссия поможет лучше закрепить материал. То же касается и чтения книг. Выберите с коллегой для прочтения одну и ту же книгу и после завершения - обсудите ее.
Внедряйте знания в свою жизнь. Полученные знания лучше усваиваются на практике. Поэтому, если вы посещаете курсы по увеличению продаж, начинайте внедрять полученные знания в своей работе. Не нужно сразу целиться на глобальных вещах, начните с краткосрочных планов. Например, вы только усвоили навыки эффективного общения с клиентом - начинайте постепенно их вводить в свою работу и в конце месяца вы увидите, что ваш доход увеличился.
Помните, что невозможно быть экспертом во всем и часто те, кто много знают, на самом деле не знают ничего. Важнее стать действительно компетентным в своей области и тогда вам не страшны никакие иллюзии.