Роль фидбэк в профессиональной жизни.
Некоторые компании время от времени (не реже чем раз в полгода) проводят сессии обратной связи. Во время которого коллеги дают друг другу фидбэк относительно их действий или привычек. Результаты таких сессий свидетельствуют о повышении командного духа, улучшение работы и стремление к развитию. Например, коллега, который постоянно опаздывает, может не догадываться, что когда он приходит на работу и все уже работают, своими действиями, рассказами о пробках он снижает производительность работы команды. Поэтому в следующий раз, даже если снова опоздает, свой приход коллега сделает менее шумным.
Наш мозг настроен так, чтобы акцентировать внимание на негативные, даже если перед тем была сказана похвала. Все идет еще с древних времен, когда пещерные люди должны были быть готовыми к нападению хищника в любой момент. Поэтому естественно мы предвзятый негатив ко всему. Но обратная связь и коллега, который его дает, в большинстве случаев - не хищник и бояться его не стоит. Только когда вы узнаете о себе что-то новое, вы получаете возможность работать над собой.
Как получать обратную связь?
- Вы - ОК. Поймите для себя, что фидбэк касается не вашей личности, а вашей действия. Если вы сделали плохую презентацию, то плохие не вы, а нужно работать над усовершенствованием навыков по оформлению презентаций.
- Забудьте об обидах. Тот, кто дает вам фидбэк, не имеет целью вас обидеть и снизить самооценку, он хочет помочь. Поэтому воспринимаете информацию не как слова образы, а как дружеский совет. Следует не путать красный фидбэк с необъективной критикой: как их различить, читайте здесь.
- Отрицание - не лучше реакция. Не нужно оправдываться, отрицать и спорить, когда получаете обратную связь. Спокойно выслушайте, потом проанализируйте и решите, какую пользу можно извлечь из этого фидбэк или, возможно, это все же была критика от деструктора.
- Благодарите. Тому, кто давал вам фидбэк, также было непросто подобрать слова и решиться их сказать. Поэтому поблагодарите его за обратную связь, даже если он был для вас неприятным.
Как давать обратную связь?
Бывают ситуации, когда и вы хотите помочь коллеге в улучшении его работы. Как же сказать все правильно, чтобы не разрушить дружеские отношения и не сделать еще хуже?
- Подготовьтесь. Когда видите ошибку коллеги, не спешите на эмоциях рассказывать все, что вам не нравится. Подготовьте правильные слова, их последовательность. Помните, что вы хотите помочь, а не в порыве раздражения высказать все, что думаете.
- Хвалите. Психологи советуют начинать обратную связь с похвалы, так человек лучше воспримет негатив. Таких положительных фраз должно быть в 3-5 раз больше, чем критики. Если у вас нет положительных отзывов, не нужно по ночам их искать - просто доброжелательно и спокойно скажите, что не устраивает.
- Добавляйте конкретику. Вы не должны говорить: «Ну ты и налажал. Это вообще никуда не годится ». Упор на конкретной неправильной действия, не переходите на личности и укажите на ошибки, проанализировав которые коллега сможет стать лучше.
- Контролируйте тонн. Ваши высказывания не должны осуждать коллегу или показывать пренебрежение, потому что это уже будет не полезен фидбэк. Поэтому контролируйте и свои эмоции, и тон сказанного.
Интересуйтесь тем, насколько полезным был ваш фидбэк. Время от времени спрашивайте у коллег, помог обратная связь развиться или наоборот стал убийцей мотивации. Так вы будете знать, когда лучше промолчать, а когда - помочь.