Понедельник, 11 октября 2021 12:46

Как управлять манипулятором.

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

Манипулировать коллегами - это, к сожалению, явление распространенное. Иногда работник может даже не осознавать, что в этот момент делает совсем не то, что ему хочется и не то, что считал нужным. Получив в итоге отрицательный результат, понимает, что такое решение было навеяно коллегой или руководителем, оказавшихся в выигрышной ситуации. Человек корит себя мысленно: «Зачем я так сделал, почему не среагировал сразу и не дал корректный отказ?»

Таким образом работник стал жертвой манипулятора - человека, который, подобно опытному психологу, вычислила его слабые места, использовал эффективно свои преимущества и остался в выигрыше. Сам же работник остался с психологическим дискомфортом. Мы решили более подробно взглянуть на разные случаи манипуляций, чтобы понять, как действенно им противостоять.

Психологи говорят, манипуляция - это скрытое управление человеком, против его воли. Любая манипуляция строится на воздействии, на чувствах и эмоциях человека, как положительных, так и отрицательных.

Манипулятор задевает наш профессионализм, чувство ответственности, те качества, которые мы в себе ценим. Пытается вселить в нас «синдром беспомощности», «синдром должника» и др. Подвергнув анализу случаи скрытого управления, мы согласились с мнением психолога Э. Берна, который считает, что манипуляция возникает тогда, когда человек начинает играть одну из трех ролей «Жертвы», «Агрессора» или «Спасителя».

Манипулятор - жертва.

Это пассивный вид манипулятора. Его оружие - слабость, настоящая или сымитирована. Как правило, это люди с низким уровнем ответственности. Никогда не признают своих ошибок (а их не мало, из-за детской привычку обвинять других людей или космос в своих неудачах). Неумение работать при чрезмерной нагрузке, невыполнение задач побуждают людей прибегать к манипуляциям, перекладывая свои обязанности на других.

Как корректно противостоять: избегать открытого конфликта, но не дать втянуть себя в нежелательную ситуацию. Если трудно сначала отказать, говорите «мне надо подумать», так поставите ситуацию на паузу, воспользовавшись ею в свою сторону. Главное - сказать категорическое «нет» на очередную просьбу манипулятора- «жертвы». Негативное последствие отказа (чувство своей вины, образа просителя) можно смягчить благодарностью за доверие. Очень искренне извиниться, что ваш отказ возбудила чьи планы.

Елена, бухгалтер: "Работаю на частном предприятии. В кабинете находимся вдвоем с коллегой. Постоянно слыша жалобы на то, что она не успевает сделать отчет, потому что «голова болит, не может сосредоточиться, дома проблемы с детьми, мужем, пробки на дороге ....», Заметила что действительно выслушиваю, сочувствую и фактически по этому поводу стала делать ее работу. Сначала было чувство эйфории от признания, что моя помощь важна и нужна. Впоследствии коллега просто говорила: «сделай то-то, а то я сегодня не в состоянии, весь вечер учила уроки с ребенком» и др. Я стала не успевать выполнять свои задачи, руководство обратило внимание на мое состояние. И тогда я поняла, что так больше не может продолжаться. На следующее просьбу ответила: «Я очень ценю то, что ты видишь во мне профессионала, спасибо за доверие. Но, к сожалению, есть очень много своей работы ». Следующую двухнедельныую «игру в молчанку» я выдержала с блеском. Это значительно повысило мою эффективность".

Манипулятор - агрессор.

Это наиболее опасный и активный тип манипулятора. Он не имеет никаких этических табу для выброса негатива. Ради процветания компании непримиримый с ошибкам и некомпетентности других сотрудников (хотя думает при таких условиях только о своем карьерный рост). Для достижения своих целей использует психологическое давление, образы, интриги. В каждом сотруднике агрессор видит потенциального соперника, конкурента. Агрессор может использовать любую ошибку коллеги, как компромат против последнего. Создает в офисе постоянное напряжение.

Как корректно противостоять: не отвечать на выпады контратакой а не оправдываться: даже если вы 100 процентов правы, на агрессора это не подействует. Спросите, что именно не устраивает агрессора, таким образом вы будете знать, требует он каких-то конкретных действий, или улучшает свое плохое настроение. Постройте конструктивный диалог: спокойно, без чувства страха и вины выслушайте критику. Волнение ухудшит ваше состояние и слова станут неэффективными. Выделите в критике рациональное зерно. Ни в коем случае не допускайте иронических интонаций. А вот тактика «сделайте милость» может быть продуктивной. Агрессорам нравится быть любезными, если это не вредит их финансам. А еще они незаменимы на «жестких» переговорах и эффективные в выведении предприятия из кризиса.

Вадим, программист: «Заместитель генерального директора в нашей компании всегда предпочитал держать все под собственным контролем. Давал задание сотрудникам, выслушивал креативные предложения, которые потом всегда признавал провальными, жестко критикуя разработчика. Затем подносил генеральному директору эти идей как собственные, суперпроизводительной, выгодно выделяясь креативностью на фоне других. У нас, работников отделов, не было никакой мотивации к идеям и новых проектов. Но ничего не поделаешь, в жизни семьи руководителей были близкими друзьями.»

Манипулятор спаситель.

Он же «Джокер». Офисная позиция манипулятора-спасителя: «гуру», «психолог», «мама-папа», «выполняю самые сложные задачи». Происходит из прошлых отличников и примерных детей, которые жизнь воспринимают как вечный экзамен. Считается наиболее легкой версии манипулятора, ему могут даже прощать, не то что агрессор и жертва. Осуществляет свои манипуляции через убеждение всех в своей незаменимости. Таким образом повышает свой социальный статус, моральное удовлетворение и материальное вознаграждение. Минусами такого бесценного сотрудника является, во-первых, то, что другие работники привыкают к безответственности и пассивности, не считают нужным прилагать лишних усилий. Во-вторых, не всегда спаситель отлично справляется с задачами. В-третьих, он скорее всего, зачислит успех себе или присвоит результат чужого труда.

Как корректно противостоять: в случае с настойчивым Спасителем, предлагающий свои услуги, эффектно работает перманентный отказ. Надо всего лишь уметь говорить твердое и деликатное «нет, спасибо, не надо», даже несколько раз.

Злата, рекламный менеджер: «Появившись в первый день на работе в рекламном агентстве, я сразу поняла, что в нашем медийном отделе всем заправляет Ирина, главный менеджер. Старейшая сотрудница, компетентная во всех вопросах. Предоставляет квалифицированные (мне тогда так показалось) советы. Я, как самая молодая, сразу попала под ее опеку. Да, мне действительно нужна была помощь в составлении медийных планов, но отнюдь не в планировании личного времени после работы. Оказалось, что весь коллектив каждый вторник посещает фитнес-зал, каждую пятницу - собирается в кафе, на выходных - организовывает экскурсии. Ирина была организатором всего этого. Посетив несколько таких мероприятий, я поняла, что это идет в разрез с моей личной жизнью. А потом вообще неожиданно услышала, что Ирина обсуждала меня с другой сотрудницей, используя наши частные разговоры. Отказавшись от любых отношений вне работы, считаю, что не осталась в проигрыше. Ведь я хожу в офис работать, а не строить отношения».

Как итог скажем, что уверенность и здоровая самооценка, умение контролировать собственные эмоции, умение понимать скрытые мотивы поставят действия потенциального манипулятора под серьезную угрозу.

Прочитано 13 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены