Работодатели, которые ставят ключевые показатели, точно знают, что переплачивают бездельникам, однако сталкиваются с другими проблемами: чрезмерной конкуренции в коллективе и отсутствием командного духа (если отдельно измеряется успех каждого сотрудника, а не подразделения), невозможностью показать работу в цифрах, демотивацией сотрудников тому подобное.
Виды KPI
Ключевые показатели эффективности разделяют на:
- запоздалые - они показывают результат деятельности после свершения периода. К ним относятся, например, месячные отчеты, позволяющие увидеть всю проделанную работу, потенциал подразделения, но они не покажут эффективность команды в данный момент;
- оперативные - показывают ситуацию в компании на текущий момент и дают возможность спрогнозировать результаты в будущем. Такие показатели дают возможность управлять ситуацией в пределах отчетного периода, чтобы изменить результаты запоздалых.
Кому и зачем нужны KPI?
Сейчас KPI устанавливают для представителей различных профессий: начиная от менеджеров по продажам и финансистов и заканчивая дизайнерами и копирайтерами. Все они в цифрах показывают результат своей деятельности. То есть, если менеджер по продажам отчитывается о количестве выгодных контрактов и доход, который он принес для компании, то копирайтер - о количестве написанных материалов и их просмотры.
С помощью KPI сотрудники точно знают объем своей работы, могут повлиять на размер заработной платы и видят свой вклад в успех всей компании, они показывают не то, что они делали, а то, что сделали и в будущем им легче найти достижение для своего резюме. Работники компаний с системой ключевых показателей легко рассчитывают шаги, которые приведут их к нужному результату. Однако работа по такому принципу имеет и свои минусы:
- Если целей слишком много - бонус каждого из них очень мал и в результате вы можете не получить зарплаты, обещанной на собеседовании;
- Часто недобросовестные работодатели ставят недостижимые KPI - и вы опять не получаете ожидаемый уровень зарплаты.
То есть основные риски с KPI для сотрудников связанные с нестабильным доходом или вообще его отсутствием у недобросовестных работодателей. Поэтому прежде чем соглашаться на предложение о работе, где от вас требуют «достижения KPI», - проверьте работодателя.
Что должно насторожить:
- большое количество KPI. Для одного сотрудника советуют устанавливать 3-4 ключевых цели в месяц. Задумайтесь, если их значительно больше.
- непонятна вес каждого из показателей. Руководитель должен вам четко объяснить значимость каждого из показателей и расставить приоритеты.
- компания не предоставляет ресурсов для достижения ключевых показателей.
Работа с KPI отличается понятностью и финансовой наградой, которую каждый получает по заслугам. Но только вам решать, готовы ли вы работать по такому принципу.