Расскажем, что такое абсентеизм, разберем его причины и последствия, а также поделимся советами, как его побороть.
Что такое абсентеизм.
Абсентеизм – систематическое отсутствие сотрудника на работе. Одно дело, если работник не появляется на работу из-за болезни или форс-мажора, а другое – когда работник еще раз не приходит на работу без уважительных причин – это уже проблема.
Виды абсентеизма.
Не стоит какой-либо невыход работника на работу считать намеренным. Чтобы устранить эту проблему, нужно знать три основных типа прогулов и составить план действий.
Запланированные прогулы.
Предварительное уведомление и предупреждение руководителя об отсутствии работника. Например, ежегодный отпуск, отпрос на запланированную встречу, отпуск по уходу за ребенком.
В таком случае отсутствие работника не станет проблемой. Если, конечно, работодатель и сам работник заблаговременно найдут замену и позаботятся, чтобы дела были переданы другим коллегам.
Незапланированные прогулы.
Все спланировать невозможно, даже добросовестным и ответственным работникам знакомо. Незапланированное отсутствие на работе мешает рабочему процессу, но это часть жизни. К незапланированному отсутствию можно отнести: болезни, чрезвычайные ситуации, несчастные случаи.
Злобные прогулы.
Это решение работника не выходить на работу без одобренной или уважительной причины. Такие прогулы уже являются проблемой. Они наиболее неприятны для работодателя и коллег, вынужденных откладывать свою работу и заменять пропажу.
Основные причины прогулов:
- Незначительное заболевание.
- Издевательство или притязание на рабочем месте.
- Проблемы с ментальным здоровьем (стресс, депрессия, тревожность и т.п.).
- Серьезные продолжительные заболевания и состояния.
- Семейные невзгоды.
- Проблемы с поездками на работу (задержка общественного транспорта, проблемы с автомобилем).
- Конфликт с управляющим.
Последствия абсентеизма.
Отсутствие сотрудников на рабочем месте отражается на:
- Производительность самого работника и всей команды, которым приходится выполнять свою работу и еще работу отсутствующего коллеги, а затем возвращаться к своей. А это: перенесенные встречи, сорванные дедлайны, нерациональное использование рабочего времени и лишние нервы.
- Финансовые показатели компании и сотрудника. Если работник не вышел на работу, работодатель должен заплатить за работу другому работнику, например.
- Качества работы. Другие сотрудники из-за внезапного увеличения рабочей нагрузки быстро устают, а это сказывается на качестве работы.
- Отрицательно влияют на общую атмосферу в коллективе. Коллеги, которым приходилось заменять отсутствующего работника, могут обижаться на него, а руководство стряхивается из-за его отсутствия.
Как работодатель может снизить количество прогулов.
Гибкий график работы.
Дав возможность работать из дома, введя сменный график работы работникам, которые вынуждены были пропускать работу из-за того, что, например, не с кем оставить ребенка, можно в результате уменьшить количество прогулов. В наше время очень важно сохранить баланс между работой и личной жизнью – гибкий график этому способствует.
Сосредоточение на благосостоянии сотрудников.
Введение программ здоровья и благосостояния для сотрудников, предоставление возможностей личного развития, организация культурных мероприятий на работе и инициатив, сосредоточенных на благосостоянии работников, приведет к положительным результатам: улучшение морального духа, привлечение сотрудников, уменьшение количества прогулов по болезням.
Признания и вознаграждения – важны.
Признание и вознаграждение работников, добросовестно выходящих на работу, может стимулировать других коллег улучшать свои результаты.
Диалог с сотрудниками.
Если сотрудник часто отсутствует на работе, работодатель может встретиться с ним вне офиса, чтобы обсудить проблемы, выяснить, какие причины отсутствия, а также узнать его следующие шаги, предложить помощь. Или поговорить с ним по возвращении на работу.
Дисциплинарные взыскания.
Если сотрудник злоупотребляет прогулами, работодатель может перейти к применению дисциплинарных взысканий, среди которых, в частности, увольнение.
Так что планируйте свое отсутствие, если это возможно, а если все же приходится пропускать работу, оставайтесь на связи с руководителем и сообщайте свои планы.