Какие сложности возникают при делегировании обязанностей?
Делегирование — ключевая компетенция руководителя. Это закономерный этап роста бизнеса, когда необходимо расширяться, пересматривать структуру и принципы управления. В теории с этим согласится каждый предприниматель.
Отсутствие доверия при делегировании обязанностей?
Иногда очень сложно расслабиться и отдать процесс другому человеку, тем более если у вас есть негативный опыт или проблемы с доверием. Может казаться, что другому человеку безразлично качество выполнения задания, что оно будет выполнено как-нибудь, что результат точно будет неудачным. Часто играет роль и то, что конечная ответственность лежит на вас и чужие ошибки придется исправлять вам. Так не проще ли сразу все сделать самостоятельно?
Важно чувствовать доверие к собственной команде.
Ее отсутствие пассивно заставляет вас чувствовать тревогу и безотчетно контролировать больше процессов, чем вам действительно нужно. Постоянное пребывание в таком состоянии провоцирует хроническую усталость, стресс, тревожные расстройства и значительно ухудшает качество жизни. С точки зрения психологического здоровья – полезнее довериться коллеге и прогореть, чем не доверять вообще.
С другой стороны – часто такое недоверие к команде необоснованно и результат делегирования может быть успешным, ведь на самом деле коллега способен выполнить задание так же хорошо или лучше вас.
Что делать с отсутствием доверия при делегировании?
Рисковать. Заставлять себя делегировать задачу, несмотря на ощущение недоверия. Выбирать тех людей, делегирование на которых будет для вас самым простым на этом этапе. Это необходимо, иначе вы можете получить негативные психологические последствия, на решение которых потребуется еще больше времени и сил. Параллельно следует обратить внимание на свои предубеждения и причины отсутствия навыка доверия, возможно проконсультироваться с психологом или почитать литературу по этой теме.
Страх того, что вы «сваливаете свою работу» на кого-то
Такие переживания свойственны людям участливым, застенчивым или недостаточно уверенным в себе. Прекрасно, что вас беспокоит нагрузка ваших коллег и вы ответственно относитесь к своим задачам. Однако объективно ли вы оцениваете свою потребность делегировать? Обычно такие мысли возникают на основе внутренних споров, совсем не касающихся работы направления и искажающих ваше восприятие делегирования. Возможно, это желание быть «хорошим» и никого не обидеть или какое-то другое проявление психологической проблемы?
То, что делаете только вы – не означает, что это не могут выполнить другие.
Ведь важно, чтобы работа была завершена, а не кто ее выполняет, да? Почему вы боитесь делегировать на коллегу задачу? Если члены команды слишком нагружены, следует проверить, чем они заняты. Возможно, они работают над низкоприоритетной работой, и в этом случае их рабочая нагрузка может быть переорганизована, чтобы сначала выполнить делегированную задачу. Ведь смысл делегирования не в том, чтобы увеличить количество работы для вашей команды, а в том, чтобы распределить ее более эффективно.
Что делать неуверенностью при делегировании?
Поищите корни этого сомнения. Возможно, рабочие процессы организованы не качественно и работники действительно слишком загружены, чтобы брать еще и делегированные задачи. А возможно дело в вашем восприятии делегирования обязанностей и психологическом аспекте ситуации – тогда стоит поработать над этим.
«Я сделаю это гораздо быстрее и лучше»
Возможно, эта причина логична. Однако, что останавливает вас научить сотрудника тем вещам, которые помогут ему в дальнейшем делать все так же быстро, как и вы? Почему вас беспокоят отличия, с которыми будет выполнена работа, если конечный результат будет удовлетворительным? Почему вам так важно быть вовлеченными во все процессы? Возможно дело в повышенном желании контролировать. Важно распознать в себе эту черту и оценить, насколько она сильно влияет на вашу жизнь. За таким контролем может скрываться психологическая травма, страхи или тревога, и они, безусловно, влияют не только на рабочие процессы, но и на другие аспекты.
А также следует понять несколько вещей:
Во-первых, попытка контролировать как можно больше процессов – истощает и неизменно приводит к выгоранию или в конечном итоге – неудовлетворенности жизнью.
Во-вторых, даже если задача отнимает у вас 20 минут, а у коллеги – три часа, делегировать все равно необходимо. Почему? Потому что таких задач на 20 минут будет все больше и суммарно они будут занимать огромное количество времени. У вас просто не будет времени на действительно важные дела, которые можете выполнить только вы. Или же вы попытаетесь выполнить все самостоятельно и станете одним из тех, о ком говорят «сгорел на работе».
В-третьих, каждому нужно время, чтобы научиться. Поймите это и дайте себе и коллегам время, чтобы устроить качественный процесс делегирования обязанностей и обучения. Вы должны убедиться, что даете четкие инструкции и много указаний, похвал и отзывов, когда даете новые для человека задачи.
Что делать, если слишком сконцентрирован на контроле?
Самым действенным решением будет обратиться к психологу. Заставить себя просто делегировать дела и не вмешиваться сложно. Кроме того, это может спровоцировать сильную тревогу. Некоторым помогает разрядка в виде выходного дня, когда вы делаете все хаотично и специально ничего не контролируете. В любом случае, следует исследовать собственные психологические процессы, провоцирующие это желание контроля.