Концепция многозадачности привлекает потенциальной возможностью завершить все задачи быстрее и эффективнее. Считается, что умение выполнять несколько дел одновременно - важный для каждого специалиста soft skill. Мы привыкли ассоциировать работу в режиме мультизадачности с экономией времени и повышением производительности. Но так ли это на самом деле? Спойлер: не совсем.
Что такое многозадачность?
Хотя все мы знаем о фантастические способности Юлия Цезаря, впервые о мультизадачность заговорили во второй половине прошлого века, когда появилась первая операционная система. Тогда компьютер показал невероятное: он запускал несколько процессов параллельно, переключался с одной задачи на другую, а главное - доказывал каждое из них до логического завершения.
Со временем опция мультизадачности вышла за пределы программирования: люди решили, что они не хуже роботов. Теперь мы с гордостью отмечаем «умение работать в режиме многозначности» в резюме и беремся за несколько дел одновременно, чтобы успеть все. В результате - несколько начатых задач и ни завершенного, проблемы с расстановкой приоритетов, зря потраченные ресурсы и время, полное отсутствие мотивации и нулевая производительность.
Почему режим мультизадачности - враг эффективности?
Практика показывает, что умение работать в режиме многозадачности не имеет ничего общего с реальным повышением производительности и работоспособности. И пока мы стараемся выполнять множество дел параллельно, исследования показывают, что мультизадачность - главный враг интеллектуальной производительности и успеха на работе.
Наша эффективность естественно обусловлена умением концентрироваться на одном процессе, высокой организованностью и правильным определением приоритетности задач.
Секрет идеального тайм-менеджмента - в последовательности. Чтобы оставаться максимально продуктивными, мы должны не браться за несколько дел одновременно, а приступать к каждой следующей только после завершения предыдущей.
Такой подход к организации рабочего процесса позволяет поддерживать эффективность, а главное - экономить время.
И хотя нам кажется, что выполнение двух задач параллельно требует вполовину меньше ресурсов - это лишь ловушка нашего сознания. На самом деле мы тратим вдвое больше усилий, уменьшаем шансы на успешное завершение обоих дел, а также становимся жертвами побочных эффектов многозадачности - то путаем, то забываем, допускаем ошибки, выполняем задачи поверхностно.
Чек-лист: как оставаться самом деле продуктивными.
- Старайтесь все факторы, отвлекающие и мешающие концентрироваться.
- Отводите отдельное время для каждого конкретного дела.
- Выделяйте главное и правильно определяйте важность процессов.
- Новые задачи вносите в список дел, а не беритесь за них сразу.
- При планировании рабочего графика оставляйте свободное время и выделяйте периоды «оффлайна».
- Откажитесь от работы в режиме многозадачности.
- Не пытайтесь перехитрить свой мозг и настроить его на то, что ему не свойственно.
Успешная работа в режиме многозадачности - хотя и не миф, но далека от реальности. Это сложное свойство нашей психики, последствия которой могут быть очень неприятными: от увеличения нагрузки и снижения производительности к стрессу и выгорания.
Мультизадачность - замечательный тренаж для пластичности мозга, но точно не лучшее решение для организации рабочего процесса. Эта концепция пришла к нам из мира компьютеров. Там она и должна остаться.